Сколько может понадобиться времени, сил и материальных средств? Это естественные вопросы, возникающие при первых шагах в Интернет-бизнесе.
Но прежде, чем вы откроете свой розничный электронный магазин или
Web-узел электронной коммерции, подумайте над такими вещами: бизнес в
Интернет становится успешным, если здесь приложены: а) владение
актуальной информацией, ее анализ; б) творчество: оригинальные идеи,
нестандартные решения; г) четкий плановый подход.Убедительная просьба: отнеситесь к этим раздумьям предельно серьезно.
А тем, кто пока считает, что подобные слова есть прописные истины, мы
предлагаем не убеждения и аргументы, доказывающие обратное, а простую
историю для прочтения и обдумывания.
Представьте себе, что вы на заре развития бизнеса в Интернет (1995 г.)
приезжаете в штат Техас и обосновываетесь в городе Остин, покупаете
себе скромный домик и мечтаете разбить возле дома хороший сад, но, у
вас для этого нет ни знаний, ни навыков, ни актуальной информации, ни
достаточных материальных средств.
В самом деле: сложности и препятствия есть скрытые колоссальные возможности.
А потому Клифф и Лиза Шарплес оценили свою ситуацию как наличие, по
меньшей мере, трех благоприятных обстоятельств: они умели и хотели
анализировать факты, они имели техническое образование, они
обосновались в городе, где находится центр по изучению электронной
коммерции, и они жили в штате, считающимся Меккой компьютерного и
электронного бизнеса (здесь действуют компания Dell и др.).
Было и еще одно важное обстоятельство: Клифф и Лиза умели чутко
улавливать современные тенденции и их крайне интересовала модель
электронной коммерции.
Они начали с вопроса, который Лиза поставила перед мужем следующим
образом: «Как бы тебе понравилось, если был бы такой Web-сайт, где ты,
занеся данные о себе, сказав, где ты живешь, получил качественные
рекомендации по поиску подходящих тебе экземпляров растений, после чего
с помощью одного нажатия кнопки мог купить их?»
Так родилась мысль начать «садоводство в Web». Мысль переросла в идею и
цель, создать не просто мелкий сайт в Сети, но национальную
садоводческую компанию в Web (ни больше, ни меньше).
Определили задачу: сделать возможным, чтобы каждый желающий смог заниматься полноценным садоводством.
Ранней весной 1996 года Лиза и Клифф основали свой бизнес, открыв сайт
Garden.com. Они решили, что даже начинать дело не стоит в одиночку, и
предложили стать их компаньонами в бизнесе Джами О'Нейлу и Энди
Мартину. Стартовый капитал их предприятия составил $2500 (регистрация
URL «garden.com» и оформление сайта).
А далее они стали высаживать семена успеха. Спросите как это возможно:
посадить весной такие зерна и так, чтобы в период ноябрьского сбора
урожая сорвать сочные плоды в $750.000?
Рецепт, на самом деле, не так уж и сложен и опирается на все те же классические три кита: информация, творчество и план.
В начале было... содержание (информационное наполнение, контент - выражаясь языком Интернет).
Лиза сказала себе и своему партнеру по жизни и бизнесу, что, прежде
всего, они должны сфокусировать свое внимание на продаже не только
полноценного списка сведении о высококачественных продуктах для
домашнего садоводства, но и на возможности помочь садоводам (особенно
начинающим) профессиональными советами и компетентными решениями. С
этой целью они связались с редактором журнала «Лучшие Дома и Сады»
Дугом Эмерсопом. Шарплесы объяснили Дугу, что они хотели бы
сотрудничать с ним и рассчитывают на вдохновение и информацию (в
электронном формате) с его стороны.
Далее была выработана стратегия. Стратегия! Заметьте: не хитроумная
политика действий, а просто ответ на короткий вопрос: «Что хочет
покупатель?».
Шарплесы ответили просто и гениально: «Контент, Коммуникацию и Коммерцию».
Так Garden.com стал местом, отвечающим трем требованиям:
1) здесь каждый садовод может получить большое количество информации,
2) почувствовать себя более просвещенными в предмете своей деятельности,
3) и, конечно же, выбрать и приобрести нужные ему продукты.
В самом деле, человек, попадающий в электронную среду, нуждается не
только в том, чтобы ему предложили информацию и советы, но и ответ на
вопрос, где он может купить все необходимое.
Осенью 1995 года основателям Garden.com удалось открыть два офиса - в
Дес Мойнесе (Йова) и Сан-Франциско (Калифорния) - и собрать команду в
102 человека! Привлеченные люди состояли из специалистов по
садоводству, экспертов по пейзажному дизайну, пионеров Интернет и
торговых представителей. Но, прежде всего, - эти люди были
энтузиастами, идущими к одной цели и являвшими собой сплоченную,
творческую команду.
Именно идеи коллектива компании Garden.com определили дальнейшие планы
развития. Программа становления Web-предприятия сложилась из нескольких
частей.
1. Были определены основные методы и принципы продвижения предприятия:
раскрутить торговую марку (брэнд) Garden.com и привлечь, затем удержать
покупателей.
2. Брэнд Garden.com достаточно быстро стал известным благодаря как
традиционной массовой рекламе и общественным связям, так и особым
изобретениям компании - клубу Garden.com и красочному печатному журналу
Garden Escape («Пространство сада»).
Был задействован спектр наиболее действенных промотивных средств:
размещение ссылок в поисковых системах (прежде всего Yahoo) и
заключение соглашения с AOL на услугу размещения баннеров, реклама на
TV и радио, участие в шоу на радио и телевидении. Был сделан и еще один
важный шаг - налаживание дружественных отношений с мэтрами Интернет-бизнеса - Yahoo! и AOL
3. Клуб эксклюзивных посетителей сайта Garden.com стал особой
«приманкой» для покупателей и утонченным способом победы над
конкурентами. В самом деле, даже компания Burpee, владеющая одним из
самых полновесных каталогов по садоводству, не может похвастаться
подобным предложением: круглосуточные консультации членов виртуального
клуба садоводов-любителей посредством постоянного соединения с
высококлассными специалистами. Посетители - не члены клуба - могут
делать абсолютно все то же самое, что и «клубные покупатели», кроме
возможности получать советы и ответы на специфические вопросы от Garden
Doctor (наподобие ученого специалиста по садоводству) по e-mail.
4. Безусловно, сложно покинуть приятно и удобно оформленный сайт,
особенно если он обладает многими возможностями. Компания Garden.com
продумала полнокровную деятельность своего сайта, обеспечив своих
посетителей возможностями узнать свежие новости, пообщаться в чате,
просмотреть обширный каталог фотографий с видами садов и даже
попробовать себя в пейзажном дизайне с помощью виртуальных средств -
программы для создания облика садов (planner). При всем этом сайт
обладает 70-ю приложениями и особой технологией «товары в пути», с
помощью которой садовод может непосредственно видеть, где в данный
момент находится доставляемый ему товар.
5. И, наконец, показатель супер-сервиса этого крупнейшего в Интернет
Web узла - гарантии (предусматривающие возврат денег) компании от
повреждения, потери в процессе доставки хрупкого продукта, каковым
являются растения.
И вот результат усилий Шарплесов и их команды. Сегодня Garden.com
является одним из крупнейших садоводческих брэндов в Америке.
Показатель их популярности 800-900 писем по e-mail ежедневно и...
«денежное дерево».